УДК 342.5

 

Збанацкий О.В. Методические рекомендации по применению законодательства в случаях отравления пчел пестицидами, и профилактике таких отравлений. Издательство: Збанацкий Олег Владимирович (электронное издание), 2024. – 31 с.

 

Идентификатор – 600, выдан Российской книжной палатой (Национальным агентством ISBN).

 

ISBN 978-5-600-03972-8

 

Настоящие рекомендации подготовлены на основе анализа правоприменительной практики и законодательства по состоянию на 29.02.2024.

Целью работы является изложение принципов комплексного подхода к решению задачи по обеспечению высоких показателей урожайности сельскохозяйственных культур   при   минимизации   рисков   гибели   пчел от отравления пестицидами.

Рекомендации адресованы всем участникам правоотношений, – аграриям, пчеловодам и органам публичной власти.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

 

Збанацкий Олег Владимирович - консультант аппарата Тюменской областной Думы, кандидат биологических наук, юрист, член Общероссийской общественной организации «Промышленные пчеловоды России»; email: Zbanatskiy2014@уаndex.ru.

 

 

 


 

1

Оглавление

 

 

Введение

2

1.


 

Нормы, регламентирующие действия агрария при применении им пестицидов, с точки зрения недопущения причинения вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан

 

 

3

2.


 

Порядок действий пчеловода в случае отравления пчел

пестицидами 

 

8

2.1.

Можно ли обойтись без созыва Комиссии

11

2.2.

Порядок созыва и работы Комиссии 

11

2.3.

Роль отдельных членов Комиссии

13

2.4.


 

Что необходимо учитывать при отборе проб патматериала при подозрении на отравление пчел пестицидами,

и отправке проб в лабораторию 

 

15

2.5

О квалификации деяния 

17

3.


 

Вопросы компенсации убытков пчеловоду в связи с применением пестицидов

 

19

 

Источники 

23

 

Приложение 1. Образец Уведомления о нахождении пасеки на расстоянии лёта пчел от полей, на которых возможно применение пестицидов.

 

 

24

 

Приложение 2. Содержание акта, составляемого комиссией при отравлении пчел пестицидами

 

27

 

Приложение 3. Перечень инсектицидов 3-го класса опасности для пчел (малоопасные), разрешенных к

применению на рапсе 

 

 

28

 

Приложение 4.

Таблица 1. Энтомофаги 

 

29

 

Таблица 2. Производители энтомофагов

30

 

 


2

Введение

 

Настоящие методические рекомендации не устанавливают новых обязанностей органов публичной власти или хозяйствующих субъектов, но сводят воедино нормы, содержащиеся в различных федеральных законах и ведомственных нормативных актах.

В отечественной историографии основным документом по данному вопросу продолжает оставаться Инструкция по профилактике отравлений пчел пестицидами, утвержденная Всесоюзным производственно-научным объединением по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства

«Союзсельхозхимия» и Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР 14.06.1989 (далее – Инструкция 1989).

Несмотря на то, что источник официального опубликования Инструкции 1989 не известен, на нее ссылаются в своих решениях суды, и применяют     в     своей     работе     федеральные     надзорные     службы. На обязательность ее соблюдения указывает также и Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который ведется Минсельхозом России.

Однако Инструкция 1989 оперирует названиями должностей органов государственной власти, которые в настоящее время не существуют, и (или) не имеют прямого соответствия в действующей системе органов публичной власти (например, районный зоотехник по пчеловодству, исполком местного Совета народных депутатов и т.п.). Поэтому Инструкция, 1989 должна использоваться в части не противоречащей действующему законодательству.

Таким образом, данная работа является попыткой системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего вопросы применения пестицидов, с учетом правовой позиции судов судебной системы Российской Федерации.


 

3

1. Нормы, регламентирующие действия агрария при применении им пестицидов,

с точки зрения недопущения причинения вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан

 

Правила   применения   пестицидов   и    агрохимикатов  установлены следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральным законом от 01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023)

«Об охране окружающей среды»;

  • Федеральным законом от 07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;
  • Федеральным законом от 12.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации»;
  • Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (ведётся Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.2008

№ 450, далее – Каталог пестицидов);

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного    государственного    санитарного    врача    РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 02.2022) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов»;
  • разделом ХII СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 01.2021 № 3;
  • разделом ХХV «Требований к технологическим процессам производства, хранению, транспортировке и применению пестицидов и агрохимикатов» СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.2020

№ 40;

  • разделом IХ  Санитарных   правил   и   норм   СанПиН   2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.


 

4

Кроме общих норм применения пестицидов, указанные нормативные акты содержат следующие специальные нормы, направленные на защиту пчел от отравления пестицидами:

  1. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.2020

№ 490-ФЗ   «О пчеловодстве   в   Российской   Федерации»       (в   редакции от 20.06.2023) физические и юридические лица, осуществляющие пчеловодство, и население населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ земель и земельных участков, на которых запланировано применение пестицидов, заблаговременно информируются о применении пестицидов.

Информация о применении пестицидов должна содержать следующие сведения:

  • наименования запланированных к применению пестицидов;
  • кадастровый номер, адрес либо местоположение земельного участка, где запланировано применение пестицидов;
  • дата применения пестицидов;
  • способ и дозировка применения пестицидов;
  • рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.

Доведение информации о применении пестицидов до указанных лиц, обеспечивается через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) лицами, запланировавшими применение пестицидов, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за пять дней до их применения. 1

Для минимизации расходов агрария на публикацию в сми объявлений о планируемых обработках пестицидами, рекомендуем размещать соответствующие объявления на официальных сайтах органов местного самоуправления. Такие сайты, как правило, являются разделами на официальных порталах органов государственной власти субъектов РФ. Однако в этом случае соответствующий сайт или портал должен иметь регистрацию в качестве средства массовой информации.

Мессенджеры очень облегчают задачу информирования об обработках, однако по действующему законодательству они к средствам массовой информации не относятся.2 Это обстоятельство может быть важным для установления в суде факта о надлежащем или ненадлежащем уведомлении.

  1. Приложением 2 к Государственному Каталогу пестицидов установлены экологические регламенты применения пестицидов в

 

1 Указанная редакция вступает в силу с 01.09.2024 . Тюменской областной Думой 30.11.2023 в Госдуму ФС РФ внесен проект Федерального закона № 500293-8, предусматривающий перенос срока вступления в силу указанной нормы на 01.03.2024. Этот законопроект был включен в программу работ Госдумы на февраль 2024 года, но в указанный срок не рассмотрен.

2 Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" была закреплена необходимость совершенствовать механизмы законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, а также средств обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут быть отнесены к средствам массовой информации, но не являются таковыми (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети "Интернет", мессенджеры).


 

5

зависимости от класса их опасности. Важнейшей мерой, предусмотренной экологическими регламентами для пестицидов 1-го, 2-го и 3-го классов опасности (соответственно высокоопасные, среднеопасные и малоопасные), является проведение обработки растений вечером после захода солнца (для малоопасных - ранним утром или вечером после захода солнца).

Кроме этого, приложением № 2 к Каталогу при применении пестицидов 1 класса опасности, установлена погранично - защитная зона для пчел 4-5 км.

  1. В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Во всех случаях применение пестицидов требует соблюдения основных положений «Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами», утвержденной Всесоюзным производственно-научным объединением по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства

«Союзсельхозхимия» и Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР 14.06.1989, в части не противоречащей действующему законодательству.

Согласно пункту 3.2.4. Инструкции, 1989 категорически запрещается обработка пестицидами энтомофильных сельскохозяйственных растений и растительности в лесополосах в период их цветения вокруг обрабатываемых полей.

  1. Согласно СанПиН 1.3684-21 при наземном способе обработки пестицидами и агрохимикатами расстояние от населенных пунктов, источников хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (далее - источники питьевого водоснабжения), мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами должно с учетом розы ветров составлять не менее 300 метров.

При авиационной обработке пестицидами и агрохимикатами должны соблюдаться следующие расстояния:

от населенных пунктов, источников питьевого водоснабжения населения, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, скотных дворов, птицеферм, рыбохозяйственных водоемов - не менее 2 километров;

от мест постоянного размещения медоносных пасек - не менее 5 километров;


 

6

от мест выполнения сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, употребляемых в пищу без тепловой обработки (лук-перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры), - не менее 2 километров.

Авиационные обработки пестицидами и агрохимикатами должны проводиться при скорости ветра не более 4 метров в секунду.

Обработка территории не допускается, если при подлете к участку, подлежащему обработке, на нем или в пределах 2 километров от границ обрабатываемого участка обнаружены люди или домашние животные.

При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не допускается.

  1. Большинство сельхозпредприятий относятся   к   производствам III класса опасности. В соответствии с пунктом 3 санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вокруг таких производств (в том числе вокруг земельных участков с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства») решением главного государственного санитарного врача субъекта РФ должны быть установлены санитарно- защитные зоны.

Отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг сельскохозяйственного производства, которое осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, полностью лишает агрария права применять вещества, опасные для людей и окружающей среды.3

За нарушение указанных правил предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, установлена статьей 8.3 КоАП РФ.

Действия, повлекшие массовую гибель пчел, могут быть элементом состава преступления по следующим статьям УК РФ:

  • части 2 статьи 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных);
  • части 2 статьи 249 УК РФ (нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия);
  • статье 168 УК РФ (Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности);
  • статье 358 УК РФ (экоцид).

 

3 Решение Арбитражного суда г. Омска от 06.05.2023 по делу № А46-4839/2022.


 

7

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, а также каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. На основании статьей 137, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О пчеловодстве в РФ», продукция пчеловодства, пчелы и объекты пчеловодческой инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В статье 1079 Гражданского кодекса РФ содержится перечень видов деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих. Одним из видов является использование сильнодействующих ядов. Высокоопасные пестициды по их определению – это в любом случае яды (либо для пчел, либо для человека). То есть, применение пестицидов является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих. При этом пчелы в данном случае обладают идеальной совокупностью признаков, позволяющей их относить одновременно к имуществу граждан, а также к элементу биоценоза (окружающей среды).

В силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ с лица, нарушившего право пчеловода, подлежат взысканию   убытки,   в   том   числе   ущерб,   упущенная   выгода и доходы, полученные причинителем вреда вследствие нарушения прав пчеловода.

 

Перечень малоопасных для пчел инсектицидов, рекомендованных для применения против вредителей рапса, содержится в Приложении 3.

Перечень энтомофагов (полезных для человека насекомых, которые являются естественными врагами вредителей), а также их производителей приведен в Приложении 4.


 

8

2. Порядок действий пчеловода

в случае отравления пчел пестицидами

 

Следует принимать во внимание, что ни при одной инфекционной болезни пчел, не наблюдается их массовая внезапная гибель в летний период. Поэтому в случае наличия одновременно признаков массовости и внезапности гибели пчел, причина этого происшествия, как правило, связана с применением пестицидов.

Несмотря на то, что термин массовая внезапная гибель животных (в том числе пчел) в российском законодательстве используется, однако легального определения этому понятию нет.

Первая попытка определить критерий массовости при отравлении пчел пестицидами принадлежит Н.Г. Романенко (2022). В модельном законе

«О пчеловодстве», принятом постановлением Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ от 14.04.2023 № 55-4, критерием массовости предлагается считать гибель 5 или более процентов пчел в 5 или более процентах семей. Однако в Российское законодательство данная норма не имплементирована.

Анализ     правоприменительной      практики      страхования      рисков в животноводстве, свидетельствует о том, что в страховых компаниях сложилась практика признания падежа животных массовым, если погибло не менее 30% поголовья. То есть, скорее всего, при меньшей доле погибшей лётной пчелы (чем 30 %) страховая компания постарается не признавать это происшествие страховым случаем.

Разумеется, трудно точно посчитать долю погибшей летной пчелы. Но для подсчета ущерба такая процедура должна проводиться всё равно. Количество пчел, в том числе и погибших, в улье рассчитывают по улочкам. В одной улочке (между двумя сотами) содержится в среднем в зависимости от размера сотовых рамок (435 Х 300 или 435 Х 230 мм) 250 или 200 г пчел

(п. 5.3.1 Инструкции 1989).

Второй характерный   признак   отравления   пчел,   не   упомянутый в модельном законе СНГ, - это критерий времени.

Проектом федерального закона № 518043-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О пчеловодстве в Российской Федерации» (в части регулирования порядка действий при отравлении пчел пестицидами) под массовой внезапной гибелью пчел предлагается понимать одновременную гибель тридцати и более процентов пчел, которая произошла в тридцати и более процентах пчелиных семей на пасеке в течение суток с момента возникновения острых изменений в клиническом статусе внешне здоровых пчелиных семей.4

Исходя из норм действующих федеральных законов, в случае массовой внезапной гибели пчел владелец пасеки  обязан незамедлительно любым

 

4Законопроект № 518043-8 включен в примерную программу законопроектных работ Госдумы ФС РФ на март 2024 года.


 

9

способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, известить:

  • специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (статья 18 Закона Российской Федерации «О ветеринарии»);
  • органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор (Россельхознадзор) (ст. 7 КоАП РФ).

Кроме того, согласно ветеринарным правилам маркирования и учета животных, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 03.11.2023

№ 832 (вступает в силу с 1 марта 2024 года) сведения о падеже животных (погибших пчелах) подлежат повторному представлению владельцами пчел специалисту в области   ветеринарии,   осуществляющему   учет   животных, в случае их изменения не позднее 30 сентября календарного года, в котором произошло изменение таких сведений, для внесения в ФГИС в соответствии с правилами учета животных, установленными Постановлением Правительства РФ от 05.04.2023 № 550.

Следовательно, представителей государственной ветеринарной службы и Россельхознадзора владелец пострадавшей пасеки обязан оповещать в силу действующих федеральных законов.

Если пострадавший   владелец   пасеки   намерен   возмещать   ущерб от гибели пчел, то во всех случаях внезапной и (или) одновременной массовой гибели пчел, их необычного поведения, а также наличия иных клинических признаков отравления пчел, владелец пасеки, на которой произошло происшествие, вправе (!) обратиться в администрацию муниципального района, муниципального округа,   городского   округа, на территории которого расположена пострадавшая пасека, с требованием о созыве комиссии в целях фиксации факта гибели пчел, сбора количественных данных, необходимых для определения размера ущерба, отбора проб и установления предполагаемой причины гибели пчел (постановки вероятного диагноза) (далее – Комиссия).

Действующим федеральным законодательством порядок созыва Комиссии по обследованию пострадавшей пасеки не установлен.

Тем не менее, обязанность участия органов местного самоуправления в регулировании вопросов безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами следует из их собственных полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения5, обязанности обеспечивать соблюдение прав граждан6, обычая7 и Инструкции 1989.

 

 

 

5 Пункт 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6 Статья 18 Конституции РФ.

7 Статья 5 ГК РФ.


 

10

Таким образом, действия пчеловода по созыву Комиссии должны начинаться с обращения в администрацию муниципального района (муниципального округа, городского округа) на территории которого расположена пострадавшая пасека.

Если гибель пчел произошла в выходной или праздничный день, и вы не смогли дозвониться в администрацию муниципалитета, то имеет смысл обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования (ЕДДС).8 Нормативные документы о создании таких служб приняты в 2021 году. Процесс создания ЕДДС в некоторых регионах не закончен.      Единого    телефона    для    обращения    в    такие    службы не существует, но если в   вашем   субъекте   РФ   такая   служба   создана, то телефон ее можно узнать в интернете. В перечне происшествий, на которые обязана реагировать ЕДДС, случай массовой гибели пчел не указан. Поэтому в сообщении о происшествии надо сообщать, что массовая гибель пчел является одним из индикаторов ситуации, которая несет в себе угрозы здоровью или жизни человека, материальные потери, нанесение вреда окружающей среде.

Необходимость экстренного реагирования на данное происшествие обусловлена тем, что чем раньше будут взяты пробы патологического материала на анализ остаточного количества пестицидов, тем выше будет вероятность их лабораторного обнаружения, а значит, с большей вероятностью будут получены доказательства причинно-следственной связи между пестицидными обработками и массовой гибелью пчелосемей.

Кроме того, считаем целесообразным в каждом случае массовой гибели пчел обращаться в прокуратуру. Прокурор имеет право самостоятельно возбуждать дела об административных правонарушениях по любым статьям КоАП РФ. При этом прокурор не связан ограничениями на проверки, установленными для других надзорных служб постановлением Правительства РФ № 336. В случае наличия на вашей территории должности природоохранного прокурора, вероятность возбуждения дела таким прокурором повышается. Если прокурор не возбудит дело сам, а передаст материалы в   Россельхознадзор,   то   в   любом   случае   личный   контакт с прокурором повысит вероятность того, что, то прокуратурой будет согласована внеплановая проверка, которую будет проводить Россельхознадзор.

Значение обращения владельца пострадавшей пасеки в правоохранительные органы заключается также в том, что в рамках возбужденного дела об административном правонарушении или уголовного дела экспертиза проб материала может быть проведена за счет государства. Например, в 2023 году стоимость анализа одной пробы на пестициды составляла порядка 30 тыс. руб. Чтобы повысить вероятность проведения

 

8 "ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 N 25-ст).

 


 

11

экспертизы за счет государства целесообразно отразить это требование в письменном заявлении или ходатайстве.

 

2.1.   Можно ли обойтись без созыва Комиссии

 

Повторимся, что принятие мер для созыва Комиссии для фиксации гибели пчел, – это право, а не обязанность пчеловода. Однако если пчеловод намерен реализовывать свои права на возмещение причиненного ему ущерба, то без создания Комиссии не обойтись. В противном случае собранные доказательства по делу могут быть отклонены судом.

Кроме вышеназванной Инструкции 1989, на необходимость комиссионного отбора проб патологического материала указывают Унифицированные правила отбора проб сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и объектов окружающей среды для определения микроколичеств пестицидов» (утв. Минздравом СССР 21.08.1979 № 2051-79) (Далее – Унифицированные правила). Документ включен в Перечень нормативной документации, разрешенной для использования в государственных ветеринарных лабораториях при диагностике болезней животных, рыб, пчел, а также контроля безопасности сырья животного и растительного происхождения (утв. Россельхознадзором 30.07.2009 N 02-03- 48/563).

В соответствии с п. 3.2.2. Унифицированных правил для отбора проб в аварийных случаях необходимо создать специальную комиссию, в состав которой, кроме уполномоченного для отбора проб лица, должны входить представители администрации, на территории которой отбираются пробы, и другие лица.

Кроме того, комиссионный акт о гибели пчел, кроме прочего, может быть также первичным бухгалтерским документом, составление которого в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» является обязательным для экономических субъектов.

 

2.2.   Порядок созыва и работы Комиссии

 

Порядок созыва и работы Комиссии федеральным законодательством, действующим по состоянию на 29.02.2024 не установлен. В соответствии с проектом федерального закона № 518043-8, такой порядок должен быть установлен Правительством РФ. С учетом сказанного приведенный ниже порядок носит рекомендательный характер, основанный на общих нормах, содержащихся в законодательстве и обычае (ст. 5 ГК РФ).

  1. Должностное лицо администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа) на основании обращения владельца пострадавшей пасеки в день получения такого обращения обязано принять решение о комиссионном обследовании пасеки, проинформировать об этом происшествии:

 

12

  • главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации или его заместителя (в выходной день – любое должностное лицо органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации);
  • руководителя территориального   управления   Россельхознадзора (в выходной день – любое должностное лицо структурного подразделения Россельхознадзора);
  • руководителя  территориального   управления    Росприроднадзора (в выходной день – любое должностное лицо структурного подразделения Росприроднадзора);
  • руководителя  территориального   управления    Роспотребнадзора (в выходной день – любое должностное лицо структурного подразделения Роспотребнадзора);
  • оперативного дежурного территориального органа МВД России

и   предложить    указанным   должностным   лицам   принять    участие в работе Комиссии.

  1. Комиссия создается распоряжением главы муниципального района (муниципального округа, городского округа), и в течение 24 часов после этого комиссия должна приступить к обследованию пасеки.
  2. В состав Комиссии включаются:
  • представитель администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа), на территории которого произошло происшествие (председатель комиссии);
  • должностное лицо органа или организации, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (государственный ветеринарный врач, уполномоченный на отбор проб подмора, зеленой массы растений, продуктов пчеловодства);
  • должностное лицо органа, осуществляющего федеральный государственный ветеринарный надзор (Россельхознадзор);
  • должностным лицам органов внутренних дел (полиции);
  • представитель физического или юридического лица, осуществившего обработку пестицидами, если есть основания предполагать связь таких обработок с гибелью пчел;
  • владелец пострадавшей пасеки или его представитель.

При необходимости для работы в ее составе могут быть приглашены эксперты и специалисты, сотрудник органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в сфере сельского хозяйства, должностные лица государственных органов, уполномоченных в сферах государственного природного надзора (Росприроднадзор), надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Роспотребнадзор) и других поднадзорных сферах.

  1. При невозможности участия в обследовании пасеки всех названных выше специалистов и при условии надлежащего уведомления лица, осуществившего обработку пестицидами, комиссия может быть правомочна

 

13

при работе в ней государственного ветеринарного врача, пчеловода и представителя органа местного самоуправления.

  1. В случае если пострадало более ста пчелиных семей, председатель комиссии незамедлительно должен поставить перед главным государственным ветеринарным инспектором субъекта РФ вопрос о дополнительном включении в состав комиссии сотрудников органа или организации, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (исходя из расчета: на каждые сто пострадавших пчелиных семей один сотрудник госветслужбы).
  2. По результатам работы Комиссии составляется акт обследования пасеки. Примерная форма акта, а также комментарии к отдельным пунктам акта, приведены в Приложении 2.
  3. Вывод о предполагаемой причине гибели пчел (вероятный диагноз) может быть сделан только ветеринарным врачом, принимающим участие в работе комиссии.
  4. Вероятный диагноз может быть подтвержден, отменен или изменен ветеринарным врачом с учетом результатов лабораторных анализов.
  5. Если по результатам лабораторных анализов в исследованных образцах  действующих    веществ    пестицидов     не будет     обнаружено, то изменение вероятного диагноза, указанного в акте Комиссии, может быть сделано, при условии, что исключается возможность присутствия в образцах каких-либо других пестицидов, кроме тех, которые могли быть обнаружены примененными методами исследования.
  6. В исключительных случаях, при признаках явного отравления пчел, когда лабораторная диагностика не может быть проведена из-за отсутствия методики определения пестицида или другого токсического вещества в продуктах пчеловодства или обрабатываемых объектах, заключение комиссии о предполагаемой причине гибели пчел является окончательным.

 

2.3.   Роль отдельных членов Комиссии

 

У должностных лиц государственных органов, перечисленных в настоящем разделе, нет установленной действующим законодательством обязанности, работать в составе комиссии. Они могут осуществлять свои полномочия независимо от работы комиссии. Однако в любом случае следует стремиться к привлечению указанных лиц к работе в составе комиссии, т.к. это повысит число и достоверность собранных доказательств, которые могут быть приобщены к материалам гражданского дела.

  1. Государственный ветеринарный врач при работе комиссии осуществляет:
  • фиксацию нанесенного вреда по каждой пчелиной семье;
  • отбор патологического материала (откачанного или незапечатанного меда, перги в соте, зеленой массы растений, подвергавшихся обработке химическими препаратами);

 

14

  • подготовку для направления и направление патологического материала и растений в аккредитованную лабораторию на исследование.
  1. Должностное лицо органа внутренних дел осуществляет необходимые действия в рамках предусмотренных законодательством полномочий, исходя из степени общественной опасности содеянного причинителем вреда.
  2. Должностное лицо Россельхознадзора устанавливает:
  • наличие оснований для возбуждения производства по делу об административном правонарушении по ст. 3 КоАП РФ;
  • Выявление без взаимодействия с проверяемым лицом индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 05.2023 N 530, при наличии которых в отношении хозяйствующего лица может быть проведена внеплановая проверка по согласованию в прокуратурой9;
  • возможность отбора образцов зеленой массы и проведение их исследований (за счет государственных средств) на содержание остаточных количеств пестицидов в рамках государственного задания при проведении выездных обследований и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при рассмотрении обращений граждан, а также в рамках административного расследования или производства по делу об административном правонарушении.10
  1. Должностное лицо Росприроднадзора устанавливает размер вреда, нанесенного окружающей среде.

По смыслу статьи 79 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Равным образом возмещение вреда окружающей среде не является основанием для освобождения лица от ответственности за причинение вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду в связи с осуществлением им хозяйственной и (или) иной деятельности и нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Например, лицо, применяющее в сельском хозяйстве токсичные химические вещества, не подвергающиеся распаду в окружающей среде, может быть обязано как возместить вред,

 

 

9 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

10 В соответствии с абзацем 37 пункта 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1067 (ред. от 27.06.2023) отбор подмора пчел для установления факта отравления   пестицидами    в    полномочия    Россельхознадзора    в    области    безопасного    обращения с пестицидами и агрохимикатами не входит.


 

15

причиненный окружающей среде, так и убытки, возникшие у конкретных собственников (пользователей) земельных (лесных) участков (в частности, вследствие гибели принадлежащих этим лицам урожая, животных и др.).11

  1. Должностное лицо Роспотребнадзора, кроме прочего, устанавливает: обстоятельство наличия (или отсутствия) установленных решением

главного государственного санитарного врача субъекта РФ санитарно- защитных зон вокруг земельного участка для сельскохозяйственного производства (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Отсутствие установленной санитарно-защитной зоны вокруг сельскохозяйственного производства, которое осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, полностью лишает агрария права применять вещества, опасные для людей и окружающей среды.12

 

2.4.   Что необходимо учитывать при отборе проб патматериала при подозрении на отравление пчел пестицидами,

и отправке проб в лабораторию

 

Согласно правилам отбора и пересылки патологического материала, содержавшимся в приложении к Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел (утв. Минсельхозпродом РФ 17.08.1998 N 13-4-2/1362) (далее – Инструкция 1998) при подозрении на отравление посылают 400 - 500 трупов пчел, 200 г откачанного или незапечатанного меда и 50 г перги в соте от 10 процентов пчелиных семей с характерными признаками поражения, а также 100 - 200 г зеленой массы растений с участка, посещаемого пчелами.

Обращаем внимание, что указанной Инструкцией от 1998 года взятие проб почвы при подозрении на отравление даже не предусматривалось. А в связи с изданием приказа Минсельхоза России от 05.04.2023 № 342 Инструкция 1998 утратила силу.

Кроме того, диагноз «химический токсикоз пчел» (отравление пчел пестицидами) устанавливался в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 01.01.1985 «Профилактика и диагностика отравления пчел пестицидами», которые утратили силу.13

 

 

 

11 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде".

12 Решение Арбитражного суда г. Омска от 06.05.2023 по делу № А46-4839/2022.

13 В связи с изданием Приказа Минсельхоза России от 30.04.2020 № 246 «О признании

не действующими на территории Российской Федерации ведомственных актов СССР, их отдельных положений, писем, инструкций и указаний, изданных центральными органами государственного управления СССР, признании утратившими силу ведомственных актов РСФСР».


 

16

В настоящее время никакого другого документа, устанавливающего порядок постановки диагноза «химический токсикоз пчел» взамен отмененных документов не принято. Это подтверждается письмом Россельхознадзора от 15.09.2023 № исх.5-4/1352.

Таким образом, действующим законодательством методика постановки диагноза «химический токсикоз пчел» не установлена, так же как не установлен и обязательный перечень лабораторных исследований, необходимых для постановки такого диагноза. Однако существование пробелов в законодательстве не означает, что установление причинно- следственной связи между применением пестицидов и гибелью пчел установить невозможно. Это возможно, хоть и создает истцу дополнительные трудности.

Иными словами, в силу того, что перечень средств доказывания отравления пчел законом не установлены, такие средства должны определяться судом исходя из принципа относимости (ст.ст. 59 и 60 ГПК РФ). В случае отказа лица, применившего пестициды, признать свою вину, представляется целесообразным просить суд о назначении судебной (!) многопрофильной экспертизы с формулированием перед экспертом вопроса о причине гибели пчел.

В любом случае при отборе проб необходимо руководствоваться Унифицированными правилами отбора проб сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и объектов окружающей среды для определения микроколичеств пестицидов» (утв. Минздравом СССР 21.08.1979 № 2051-79) (Далее – Унифицированные правила). В частности, в соответствии с пунктами 4.4., 4.5 Унифицированных правил образцы доставляют в лабораторию сразу же после изъятия, в случае длительной транспортировки охлаждают до температуры +2 - +4 °C, используя для этой цели холодильники и прочие приспособления. В исключительных случаях, перед транспортировкой пробы для анализа на содержание пестицидов можно сохранять не более 1 - 2 дней в холодильнике при температуре не выше +2 - +4 °C.

Объем пробы биоматериала, необходимый для исследования (испытания), определяется исходя из потребностей аналитического метода. Половина отобранной пробы используется для анализа, другая половина хранится на случай арбитражного контроля в замороженном виде в течение периода времени, установленного протоколом исследования (испытания), но не менее 2 месяцев с момента проведения анализа.

Акт обследования пасеки и сопроводительное письмо о направлении проб патматериала в лабораторию оформляются в двух экземплярах.

Форма акта и сопроводительного письма о направлении проб патматериала в лабораторию, а также методика расчета экономического ущерба с использованием коэффициента перевода продукции пчеловодства в условные медовые единицы, содержатся в Инструкции 1989.


 

17

Чтобы сократить размер затрат на лабораторные исследования желательно знать действующее вещество какого препарата следует искать. Информацию о примененных препаратах можно почерпнуть из журнала применения пестицидов, который должен вестись в хозяйстве, а также из системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов ФГИС «Сатурн» (запущена в промышленную эксплуатацию 01.09.2022, ведется Россельхознадзором). Требовать раскрытия информации о примененных пестицидах граждане имеют право на основании ст. 11 Федерального закона

«Об    охране    окружающей    среды»    и    ст.    16    Федерального    закона

«О пчеловодстве в РФ».

Однако оба источника информации (журнал применения пестицидов, который в одностороннем порядке заполняется в хозяйстве, и ФГИС

«Сатурн») могут содержать недостоверную информацию, поэтому по возможности следует заказывать анализ на весь комплекс действующих веществ пестицидов, доступных к определению.

Реестр аккредитованных лабораторий на обнаружение пестицидов в продуктах пчеловодства, подморе и зеленой массе растений содержится на официального                    сайте                    Минсельхоза                   России (https://mcx.gov.ru/upload/iblock/2af/zree0at00hqcrd5z8y8hj8sa4x8kqd40.pdf)

а так же на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (http://pub.fsa.gov.ru/ral).

Несколько советов из практики:

Считаем важным обратить внимание пчеловодов, на то, что целесообразно отбирать и опечатывать не менее 3 – 4 экземпляров одних и тех же проб, и хранить их в опечатанном виде в качестве арбитражных (контрольных) в собственной морозилке. Эта рекомендация обусловлена тем, что может возникнуть необходимость в повторном анализе в другой лаборатории.

Если нет уверенности в том, какое именно поле явилось источником отравления, имеет смысл брать пробы со всех полей, в том числе занятых не медоносами (горох, злаки) в радиусе 5 - 7 км, а в случае с рапсом, – до 10 км.

Для сокращения денежных и временных затрат на проведение анализов имеет смысл сначала искать д.в. пестицидов в подморе пчел, и в случае их обнаружения искать именно эти вещества в зеленой массе растений. Это сократит спектр искомых веществ. Отсутствие пестицида в подморе может поставить под   вопрос   целесообразность   исследования   зеленой   массы и должно быть поводом для решения вопроса о направлении анализов в другую лабораторию.

 

2.5.   О квалификации деяния

 

Массовая внезапная гибель пчел может быть элементом состава преступления по следующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации:


 

18

  • части 2 статьи 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных);
  • части 2 статьи 249 УК РФ (нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия);
  • части 1 статьи 167 УК РФ (Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба);
  • статье 168 УК РФ (Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности);
  • статье 358 УК РФ (экоцид).

Сообщение пострадавшего пчеловода о событии, имеющем признаки состава преступления, является его правом, а не обязанностью.

Однако если пчеловод намерен получить возмещение убытков, то в интересах самого владельца пасеки, на которой произошла массовая внезапная гибель пчел написать заявление в полицию и (или) прокуратуру о событии, имеющем признаки преступления по вышеуказанным статьям УК РФ.

Заявление о преступлении пострадавший вправе подать в любое время суток оперативному дежурному либо иному уполномоченному сотруднику любого территориального органа МВД России вне зависимости от места и времени совершения преступления (п. п. 8, 9, 14 Инструкции, утв. Приказом от 29.08.2014 N 736; п. 13 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Подать такое заявление пострадавшему пчеловоду следует в обязательном порядке, не дожидаясь, созыва Комиссии, т.к. представители полиции (как и Россельхознадзора) могут осуществлять свои юрисдикционные полномочия независимо от участия или неучастия в работе такой Комиссии. Однако полномочия Россельхознадзора ограничены мораторием на проверки хозяйствующих субъектов (постановление Правительства РФ № 336).

Важно понимать, что для пострадавшего пчеловода значение обращения в правоохранительные органы заключается в первую очередь, не в привлечении виновного к уголовной или административной ответственности, а в использовании возможностей государственных органов по сбору доказательственной базы, которая может быть использована пострадавшим для возмещения причиненного ему ущерба в порядке гражданского судопроизводства. С этой точки зрения пчеловоду следует требовать    получения    заверенной        копии    постановления    об    отказе в возбуждении уголовного дела (если в возбуждении дела будет отказано), поскольку в нем будут содержаться зафиксированные уполномоченным лицом данные о причинителе ущерба и обстоятельствах дела. Если же дело


 

19

будет возбуждено, то возмещение ущерба в рамках уголовного дела, может служить основанием для смягчения наказания или прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим (статьи 25, 76 УПК РФ).

 

 

3. Вопросы компенсации убытков пчеловоду в связи с применением пестицидов

 

Судебная практика возмещения вреда пчеловоду вследствие гибели пчел от отравления пестицидами, в общем-то, сложилась. Главной проблемой в таких делах является трудность доказывания причинно-следственной связи между химобработками полей и гибелью пчел. Данная проблема обусловлена отсутствием или недостаточностью правового регулирования вопросов, связанных с порядком созыва и работы комиссии, методики постановки диагноза химический токсикоз, недостаточным количеством лабораторий, аккредитованных на обнаружение пестицидов, отсутствием до последнего времени самих методик их определения в подморе, дороговизной исследования отбора проб патологического материала (комплексный анализ одной пробы на пестициды в лабораториях ВНИИЗЖ Роспотребнадзора стоил в 2023 году 28 тыс. руб.), трудностью доставки из удаленных территорий проб патматериала в установленные сроки (до распада искомого препарата), и другими объективными и субъективными причинами. Все эти проблемы очевидны, и пути их решения известны.

Поэтому с точки зрения защиты прав и законных интересов пчеловодов, больший интерес представляет формирование правоприменительной практики, когда бы компенсация убытков пчеловоду происходила даже в том случае, когда гибели пчел не произошло. Законные основания для этого установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О защите окружающей среды».

В экологическом регламенте, содержащемся в Каталоге пестицидов, в СанПиНе 2.1.3684-21, а также в статье 16 Федерального закона

«О пчеловодстве в Российской Федерации» содержится норма, предписывающая хозяйствующему субъекту, применяющему пестициды, информировать владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в регламенте по применению пестицида.

При этом существует мнение, что соблюдение регламентов применения пестицидов гарантирует безопасность их применения.

Такая позиция нарушает принцип справедливости, т.к. её сторонники не учитывают, что условная безопасность применения высокоопасных пестицидов может быть обеспечена только при условии перевозки пчел на расстояние не менее 10 км от полей, где применяются такие пестициды, либо изоляции пчел в улье на длительный срок.     Такие     способы спасения от отравления   не могут   считаться   приемлемыми,   т.к.    метод   спасения от пестицидов бегством или изоляцией пчел в улье всегда влечет за собой


 

20

недополучение продукции, упущенную выгоду или дополнительные затраты на перевозку. Соответственно, такие методы нарушают права и законные интересы пчеловодов, а в ряде случаев не могут быть выполнены в силу объективных обстоятельств, т.к. влекут угрозу запаривания пчел.

Поэтому до тех пор, пока в сельском хозяйстве нашей страны будут применяться высокоопасные для пчел пестициды, рекомендуем использовать следующий алгоритм действий.

Ни в одном нормативном акте не сказано, что изолировать пчел или их перевозить – это обязанность пчеловода, которую он должен выполнять, за свой счет и себе в убыток. Иное нарушало бы принцип равенства всех перед законом, закрепленный статьей 19 Конституции РФ.

Статьей 15 ГК РФ предусмотрены следующие правила возмещения убытков:

  1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или ДОГОВОРОМ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
  2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

То есть, не обязательно ждать пока случится отравление пчел! Если пасека стационарная и расположена на земельном участке пчеловода на законном основании, то надо заблаговременно направить   в адрес агрария для подписания проект договора, в котором будет прописана его обязанность возместить затраты, которые пчеловод должен будет понести на перевозку пчел на период обработок пестицидами, а также компенсировать неполученные доходы, которые пчеловод получил бы, если бы его право пользоваться земельным участком и своим имуществом (пчелами) не было подвергнуто угрозе нарушения вследствие применения пестицидов.

В таком договоре может быть предусмотрена не денежная компенсация, а оказание услуг (выполнение работ) аграрием по перевозке пчел в предоставленное им место.

Если аграрий отказывается подписать такой договор, и отравление пчел произошло, то подлежит применению статья 1079 ГК РФ, согласно которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление


 

21

строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

То есть, яды прямо поименованы в перечне источников повышенной опасности. Высокоопасные пестициды по определению являются ядами (либо для пчел, либо для человека).

Статьей 1083 ГК РФ установлено, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Таким образом, даже если аграрий при использовании пестицидов ничего не нарушил, то он всё равно даже без вины должен возмещать вред как владелец, применивший источник повышенной опасности.

Важно! Отсутствие каких-либо действий со стороны пчеловода, направленных на предотвращение ущерба, может быть расценено судом как грубая неосторожность потерпевшего, из-за чего размер возмещения может быть уменьшен. Поэтому, если вы не имеете возможности или желания увозить или закрывать пчел, то обязательно делайте уведомление о своем присутствии, а лучше направляйте аграрию проект договора о превентивной компенсации ваших убытков.

Представляется, что в целях заключения договора об обязанности стороны возместить убытки, причиненные другой стороне, следует использовать положения статьи 434.1 ГК РФ (Переговоры о заключении договора). Согласно указанной статье, если иное не предусмотрено законом или договором, граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто. Сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. Правила настоящей статьи не исключают применения к отношениям, возникшим при установлении договорных обязательств, правил главы 59 ГК РФ (Обязательства вследствие причинения вреда).


 

22

Таким образом, даже если в результате переговоров между пчеловодом и аграрием о заключении договора о компенсации пчеловоду убытков вследствие вынужденной перевозки пчел или изоляции их в улье, соглашение не будет достигнуто, а гибель пчел произойдёт, то никто не сможет сказать, что пчеловод проявил грубую неосторожность.

Кроме того, наличие умысла является квалифицирующим признаком при разграничении правонарушения и преступления. В случае заблаговременного уведомления агрария пчеловодом о своем присутствии и(или) отказа агрария от переговоров о заключении договора, причинение вреда пчеловоду должно будет трактоваться как умышленное деяние.

Большинство сельскохозяйственных предприятий относятся к производствам III класса опасности. В соответствии с пунктом 4.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вокруг сельскохозяйственного производства решением главного государственного санитарного врача субъекта РФ должны быть установлены санитарно-защитные зоны.

Новеллой судебной практики 2023 года является вывод Арбитражного суда г. Омска содержащийся в решении от 06.05.2023 по делу № А46- 4839/2022, о том, что отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг сельскохозяйственного производства, которое осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, полностью лишает лицо права применять пестициды, опасные для человека.

Образец Уведомления о нахождении пасеки на расстоянии лёта пчел от полей, на которых возможно применение пестицидов, содержится в Приложении 1.


 

23

ИСТОЧНИКИ

 

  1. Федеральный закон   от   30.12.2020   №   490-ФЗ   (ред.   от   04.08.2023)

«О пчеловодстве в Российской Федерации».

  1. Федеральный закон   от   19.07.1997   №   109-ФЗ   (ред.   от   03.04.2023)

«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды».
  2. Модельный закон «О пчеловодстве». Принят постановлением Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ от 14.04.2023 № 55-
  3. Постановление Правительства РФ от 06.2021 N 1067 (ред. от 27.06.2023) «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.2007 N 74 (ред. от 28.02.2022) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

  1. Унифицированные правила отбора проб сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и объектов окружающей среды для определения микроколичеств пестицидов (утв. Минздравом СССР 08.1979 N 2051-79).
  2. Инструкция по профилактике отравления пчел пестицидами (утв. заместителем Министра Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Казань, 2020).
  3. Распоряжение Правительства Белгородской области от 21.10.2019 № 577- рп «Об утверждении рекомендаций по профилактике и предупреждению отравлений медоносных пчел пестицидами и агрохимикатами, а также при подозрении на отравление медоносных пчел пестицидами и агрохимикатами».
  4. Соглашение Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан с Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан, Управлением ветеринарии Республики Башкортостан, ГБУ БНИЦ по пчеловодству и апитерапии, Департаментом АПК и природопользования Республики Башкортостан от 2021 года о согласовании и утверждении алгоритма действий по профилактике и недопущению возникновения массовой гибели пчел при обработке агрохимикатами лесных массивов и сельхозпосевов, а также порядок действий в случае выявления массовой гибели пчел на территории Республики Башкортостан;
  5. Постановление Администрации Учалинского муниципального района Республики Башкортостан от 07.2022 № 2 07-761 УД «Об утверждении Положения о комиссии для обследования пасек и установления факта гибели пчелиных семей на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан».
  6. Романенко Н.Г. Правовое регулирование отношений в пчеловодстве: монография. Ростов - на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ). – 402 с.).

 

24

Приложение 1

 

 

Кому:

 
   

 

 

Адрес:

 
   

 

 

От кого: адрес: телефон: эл. почта:

 

Уведомление

о нахождении пасеки на расстоянии лёта пчел от полей, на которых возможно применение пестицидов

 

Уведомляю Вас о нахождении моей пасеки на расстоянии лёта пчёл (до 10 км) от ваших полей, на которых возможно применение пестицидов и агрохимикатов.

Моя пасека, расположена на земельном участке, правообладателем которого я являюсь, по адресу _                                       , кадастровый номер (или местоположение) земельного участка                                    .

Я, как собственник земельного участка, на котором расположена стационарная пасека, обладаю всем объемом прав в отношении земельного участка. В свою очередь, Ваше предприятие не имеет каких-либо установленным действующим законодательством преимуществ по пользованию земельными участками по сравнению с иными участниками гражданского оборота. Соответственно, у меня не возникает обязанность вывозить стационарную пасеку с земельных участков, находящихся в частной собственности, в случае применения Вами пестицидов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 30.12.2020 № 490-ФЗ

«О пчеловодстве в Российской Федерации» (в редакции от 20.06.2023) физические и юридические лица, осуществляющие пчеловодство, и население населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ земель и земельных участков, на которых запланировано применение пестицидов, заблаговременно информируются о применении пестицидов.

Информация о применении пестицидов должна содержать следующие сведения:

  • наименования запланированных к применению пестицидов;
  • кадастровый номер, адрес либо местоположение земельного участка, где запланировано применение пестицидов;
  • дата применения пестицидов;
  • способ и дозировка применения пестицидов;
  • рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.

 

25

Доведение информации о применении пестицидов до указанных лиц, обеспечивается через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) лицами, запланировавшими применение пестицидов, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за пять дней до их применения.

Приложением 2 к Государственному Каталогу пестицидов установлены экологические регламенты применения пестицидов в зависимости от класса их опасности. Важнейшей мерой, предусмотренной экологическими регламентами для пестицидов 1-го, 2-го и 3-го классов опасности (соответственно высокоопасные, среднеопасные и малоопасные), является проведение обработки растений вечером после захода солнца (для малоопасных - ранним утром или вечером после захода солнца).

Кроме этого, приложением № 2 к Каталогу при применении пестицидов 1 класса опасности, установлена погранично - защитная зона для пчел 4-5 км.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во всех случаях применение пестицидов требует соблюдения основных положений «Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами», утвержденной Всесоюзным производственно-научным объединением по агрохимическому    обслуживанию    сельского    хозяйства    «Союзсельхозхимия» и Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР 14.06.1989, в части не противоречащей действующему законодательству.

Согласно пункту 3.2.4. Инструкции, 1989 категорически запрещается обработка пестицидами энтомофильных сельскохозяйственных растений и растительности в лесополосах в период их цветения вокруг обрабатываемых полей.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 при наземном способе обработки пестицидами и агрохимикатами расстояние от населенных пунктов, источников хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (далее - источники питьевого водоснабжения), мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами должно с учетом розы ветров составлять не менее 300 метров.

При авиационной обработке пестицидами и агрохимикатами должны соблюдаться следующие расстояния:

от населенных пунктов, источников питьевого водоснабжения населения, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, скотных дворов, птицеферм, рыбохозяйственных водоемов - не менее 2 километров;

от мест постоянного размещения медоносных пасек - не менее 5 километров; от мест выполнения сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, употребляемых в пищу без тепловой


 

26

обработки (лук-перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры), - не менее 2 километров.

Авиационные обработки пестицидами и агрохимикатами должны проводиться при скорости ветра не более 4 метров в секунду.

Обработка территории не допускается, если при подлете к участку, подлежащему обработке, на нем или в пределах 2 километров от границ обрабатываемого участка обнаружены люди или домашние животные.

При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не допускается.

Ваше    предприятие      является    производством    III    класса    опасности. В соответствии с пунктом 4.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вокруг вашего сельскохозяйственного производства решением главного государственного санитарного врача субъекта РФ должны быть установлены санитарно-защитные зоны.

Для обеспечения сохранности моих пчел и безопасности пищевой продукции, которой является мед, пыльца и перга, собираемые пчелами, вам необходимо обеспечить соблюдение погранично защитных зон.

Отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг сельскохозяйственного производства, которое осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, полностью лишает вас права применять вещества, опасные для людей и окружающей среды.

За нарушение указанных правил предусмотрена административная (ст. 8.3 КоАП РФ), уголовная (ч. 2 ст. 247, ч. 2 ст. 249, ст. 168, ст. 358 УК РФ) и гражданско-правовая ответственность (ст. 1079, ст. 15 ГК РФ).

Уведомляю Вас, что я не имею возможности отслеживать предупреждения в средствах массовой информации. Поэтому прошу Вас уведомлять меня в установленные законом сроки посредством отправки смс, сообщения в мессенджерах или письма на электронную почту.

Кроме того, на основании статьи 434.1 ГК РФ предлагаю вам заключить договор, согласно которому вы обязуетесь в целях предотвращения причинения мне убытков, перевезти своим транспортом и за свой счет принадлежащих мне пчел на согласованное со мною место, и вернуть их обратно по миновании угрозы отравления пестицидами.

В случае обнаружения массовой внезапной гибели моих пчел, оставляю за собой право обратиться в прокуратуру, полицию, Россельхознадзор, иные правоохранительные органы, а также в суд за защитой своих прав.

 

 

                                       _                                       Подпись

 

 


 

27

Приложение 2

 

Содержание акта, составляемого комиссией при отравлении пчел пестицидами

 

  1. Дата, время, место составления акта                                                                        
  2. Состав Комиссии (Фамилии, И.О., должности (если есть)
  3. Данные о владельце пасеки и фактическое число имеющихся на пасеке пчелиных семей                
  4. Технология содержания пчел (пасека стационарная или кочевая); наличие ВСД на перевозку пчел (если требуется)14, наличие соглашения с собственником земельного участка; зоотехническое        и        ветеринарно-санитарное        состояние        семей до гибели15
  5. Обстоятельства, которые предшествовали массовой внезапной гибели пчел (расстояние от обработанного земельного участка до пасеки, время обработок, сила и направление ветра во время обработок, название препарата (если известно, источник информации о примененном препарате), способ, которым проводилась обработка, вид обработанных растений, наличие сорняков в фазе цветения на обработанном земельном участке, соблюдение порядка оповещения населения о проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов, соблюдение регламентов применения пестицидов, установлены ли санитарно-защитные зоны вокруг земельных участков, на которых осуществляется сельхозпроизводство)
  6. Клинические признаки, сопровождающие гибель пчел (единичность или массовость, внезапность (время, прошедшее с момента с момента возникновения острых изменений в клиническом статусе внешне здоровых пчелиных семей), необычное поведение, злобливость, другие признаки), сила семей после отравления, количество и состояние (внешний вид) кормов в улье  _                     
  7. количественные данные в натуральном выражении для расчета экономического ущерба с указанием единиц измерения (количество семей, погибших полностью; количество улочек погибших взрослых пчел (в семьях, погибших не полностью); количество погибших маток; количество и площадь необсиживаемого открытого и печатного расплода в сотах (в квадратах по рамке-сетке 5 х 5 см); выбраковано меда, воска и перги, кг)16                 
  8. Отобранные пробы патологического материала их число и вид (мед, перга, пчелы, растения). Фамилия И.О. квалификация лица, отобравшего пробы. Название и адрес лаборатории, в которую направляются пробы                 
  9. Меры, предпринятые пчеловодом для сохранения пчел                                          
  10. Вывод  о   предполагаемой   причине    гибели    пчел    (вероятный диагноз)17
  11. Предложения комиссии (наметить меры по сохранению оставшихся пчел, обратиться в правоохранительные органы, суд)                                                              
  12. Подписи членов комиссии                                                                                          
 
   

 

14 В соответствии с п. 3, п/п. «г» п. 21 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2022 N 862, ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) не требуется при перемещении по территории Российской Федерации сельскохозяйственных животных для их выпаса (включая отгонное скотоводство), поения, купания, выгула, осуществляемом владельцем животного или уполномоченным им лицом в пределах территории субъекта Российской Федерации.

15 Может быть установлено по данным из ФГИС, ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, пчеловодного журнала или со слов владельца пасеки.

16 В случае утилизации продуктов пчеловодства необходимо отразить это в акте или составить отдельный акт об утилизации.

17 Может быть сделан только ветеринарным врачом, принимающим участие в работе комиссии.


 

28

Приложение 3.

 

Перечень инсектицидов 3-го класса опасности для пчел (малоопасные), разрешенных к применению на рапсе

(по материалам Государственного Каталога пестицидов, разрешенных к применению на территории РФ по состоянию на 27.02.2024) 18, 19

 

Название, препаративная форма, д.в., классы опасности (для человека/для пчел), дата окончания срока регистрации

Норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т)

Вредный объект

Способ, время обработки, особенности применения

Срок ожида ния (кратн ость обрабо ток)

Сроки выхода для ручных (мех.) работ

На основе живой культуры - Bacillus thuringiensis+Streptomyces sp.+Beauveria bassiana

Биоcтоп, Ж

(БА-2000 ЕА/мл,

титр не менее 109 + 108 + 10 8 КОЕ/мл)

ООО «Инвиво» 3В/3

242-01-621-1

05.04.2025

4-5

Рапсовый цветоед, крестоцветные блошки Капустная тля, табачный трипс, капустная совка (гусеницы 1-3 возраста)

Опрыскивание в период вегетации с интервалом 7-8

дней. Расход рабочей жидкости

- 200-400 л/га

-(2)

-(-)

Bacillus thuringiensis subsp. kurstakiZ-52 (споро-кристаллическийкомплекс)

Лепидоцид, СК

(БА – 2000 ЕА/мг, титр не менее 10 млрд. спор/мл) ООО ПО «Сиббиофарм» 4/3

034-01-2882-1 13.12.2030

1-2

Подгрызающие совки (гусеницы 1-2 возраста)

Опрыскивание всходов. Расход рабочей жидкости – 100-200 л/га

-(1)

1(1)

Капустная моль (гусеницы 1-2 возраста)

Опрыскивание в период вегетации с интервалом 7-8 дней. Расход рабочей жидкости

– 200-400 л/га

5(2)

1(1)

На основе Ацетамиприда

(И/О) Гринда, РП (200 г/кг)

ООО “АгроЭксперт Груп” 3/3

20.02.2024

0,075-0,15

Рапсовый пилильщик, рапсовый цветоед, рапсовый семенной скрытнохоботник

Опрыскивание в период вегетации.

Обработка озимых проводится весной. Расход рабочей жидкости

- 200-400 л/га

40(1)

-(3)

(И) Газель, РП (200 г/кг) Ниппон Сода

Ко. 3/3 Срок регистрации истек 31.07.2023!

0,08-0,15

Рапсовый цветоед, рапсовый пилильщик

Обработка в период вегетации. Расход рабочей жидкости - 200-400 л/га

20(1)

-(3)

(И) Альфа-Амиприд, РП (200 г/кг)

ООО «АЛЬФАХИМГРУПП», 3/3, 14.04.2024

0,075-0,15

Стеблевой капустный скрытнохоботник, клопы, тли

Опрыскивание в период вегетации. Расход рабочей жидкости - 200-400 л/га

30(1)

-(3)

На основе Пиметрозина

(И) Пленум, ВДГ (500 г/кг) ООО

«СИНГЕНТА» 3/3 11.12.2026

0,15

Рапсовый цветоед

Опрыскивание в период вегетации. Расход рабочей жидкости - 1000-3000 л/га

30(1)

-(3)

На основе Тиаклоприда

(И) Пондус, КС (480 г/л) «КЕМИНОВА

А/С» 2/3 20.08.2024

0,1-0,15

Рапсовый цветоед, рапсовый семенной скрытнохоботник,

капустные белянки, совка, моль

Опрыскивание в период вегетации. Расход рабочей жидкости - 200-400 л/га

29(2)

-(3)

(И) Биская, МД (240 г/л) Байер КропСайенс АГ 2/3 24.04.2032

0,2-0,3

Рапсовый цветоед, рапсовый семенной скрытнохоботник,

капустная стручковая (рапсовая) галлица, тли

Опрыскивание в период вегетации. Расход рабочей жидкости - 200-400 л/га

28(1-2)

-(3)

 

 

18 https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-rastenievodstva-mekhanizatsii-khimizatsii-i-zashchity- rasteniy/industry-information/info-gosudarstvennaya-usluga-po-gosudarstvennoy-registratsii-pestitsidov-i-agrokhimikatov/

19 Также использованы материалы филиала информационного листка ФГБУ «Россельхозцентр» по Тюменской

области 27 марта 2023 года.


 

29

Приложение 4

 

Таблица 1.

Энтомофаги

(по информации с сайта Союза органического земледелия)20

 

 

№ п/а

Название полезного вида энтомофага на латыни

Название вредителей (группы вредителей), против которых работают энтомофаги

1

Adalia bipunctata

Различные виды тлей (бахчевая,

персиковая, бобовая и т.д.)

 

2

Amblyseius andersoni

(Typhlodromus potentillae)

Различные виды клещей и мелкие насекомые, преимущественно трипсы

3

Amblyseius californicus

Паутинные клещи

4

Amblyseius Neoseiulus cucumeris

Трипсы, клещи

5

Amblyseius degenerans

Трипсы, клещи

 

6

Amblyseius montdorensis (Typhlodromips montdorensis)

Белокрылки, трипсы,

паутинные клещи

 

7

Amblyseius mckenziei (Neoseiulus

barker)

Различные виды клещей и мелкие насекомые, преимущественно трипсы

8

Amblyseius swirskii

Яйца и личинки табачной белокрылки,

клещи, трипсы, др.

9

Aphelinus abdominalis

Крупные виды тлей

10

Aphidius ervi

Крупные виды тлей (гороховая, большая

злаковая и т. д.)

11

Aphidius colemani

Тли

12

Aphidius matricaria

Тли

13

Aphidoletes aphidimyza

Различные виды тлей, преимущественно

колонии тлей

14

Atheta coriaria (Taxicera coriaria)

Огуречный и грибной комарики, мухи-

береговушки, трипс

15

Arma custos

Колорадский жук

16

Chrysopa carnea

Тли, трипсы, паутинные клещи,

белокрылка и другие мелкие насекомые

17

Chrysoperla carnea

Тли, трипсы, паутинные клещи,

белокрылка и другие мелкие насекомые

18

Cryptolaemus montrouzieri

Червец (Кошениль)

19

Cycloneda sangvinea

Тли

20

Dacnusa sibirica

Минирующая муха

21

Diglyphus isaea

Минирующая муха

22

Encarsia formosa

Белокрылки

23

Eretmocerus eremicus

Хлопковая, табачная и тепличная

белокрылки

24

Eretmocerus mundus

Белокрылки

26

Habrobracon hebetor

Хлопковая совка, акациевая огневка,

яблонная плодожорка и др.

27

Harmonia axyridis

Тли

28

Heterorhabditis megidis (Hemamodbi)

Личинки скосарей/хоботников рода Otiorhynchus

29

Hippodamia convergens

Тли

30

Hypoaspis aculeifer

Личинки двукрылых и трипсы

31

Hypoaspis miles

Огуречный комарик, клещи, трипсы и

 

20 https://soz.bio/perechen-biopreparatov-i-bioudobren-2/


 

30

 

 

коллембола

32

Leis dimudiata

Тли

33

Leptomastix dactylopii

Псевдощитовки (кокциды), цитрусовый

мучнистый червец

34

Macrolophus caliginosus

Тли, трипсы, паутинные клещи,

белокрылка тепличная

 

35

Macrolophus nubilis

Тли, трипсы, паутинные клещи,

белокрылка

36

Mastrus ridens

Яблонная, сливовая, восточная плодожорки

 

37

Nesidiocoris tenuis

Тли, трипсы, паутинные клещи,

белокрылка

38

Orius laevigatus

Широкий спектр насекомых и клещей

 

39

Phasmarhabditis hermaphrodita (Hemamodbi)

Слизни

40

Phytoseiulus persimilis

Паутинные клещи

41

Podisus maculiventris

Колорадский жук, чешуекрылые вредители

культур закрытого грунта

42

Perillus bioculatus

Колорадский жук

43

Picromerus bidens

Колорадский жук

 

44

Steinemema feltiae

Личинки двукрылых чешуекрылых, жесткокрылых и полужесткокрылых

насекомых-вредителей

 

45

Steinernema carpocapsae

Личинки двукрылых чешуекрылых, жесткокрылых и полужесткокрылых

насекомых-вредителей

46

Trichogramma pintoi

Яйца чешуекрылых вредителей

47

Trichogramma evanescens

Яйца чешуекрылых вредителей

48

Trichogramma brassicae

Яйца чешуекрылых вредителей

49

Typhlodromus pyri

Клещи, в первую очередь паутинные на

плодовых культурах

50

Trissolcus grandis

Клоп вредная черепашка

51

Trissolcus simoni

Клоп вредная черепашка

52

Telenomus chloropus

Клоп вредная черепашка

53

Trissolcus japonicus

Коричнево-мраморный клоп

54

Trissolcus halymorphae

Коричнево-мраморный клоп

55

Lysiphlebus fabarum

Тли

56

Praon volucre

Тли

 

Таблица 2.

Производители энтомофагов

(по информации с сайта Союза органического земледелия)

п/п

Наименование

Производитель

Объем,

млн. шт.

1

Трихограмма21

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по Белгородской области

8400

2

Гарбобракон 22

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по Белгородской области

1500

3

Гарбобракон

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по Ростовской области

0,025

4

Гарбобракон

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по республике Ингушетия

0,05

5

Трихограмма

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

1500

 

21 Насекомое рода наездников-яйцеедов.

22 Перепончатокрылое насекомое из инфраотряда наездников.


 

31

 

 

по Кабардино-Балкарской

республике

 

6

Трихограмма

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по Ставропольскому краю

3369,9

7

Гарбобракон

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по Ставропольскому краю

1,577

8

Габробракон

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по республике Башкортостан

0,001

9

Златоглазка23

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по республике Башкортостан

0,001

10

Трихограмма

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по республике Татарстан

1917,28

11

Габробракон

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по республике Татарстан

0,55

12

Златоглазка

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр»

по республике Татарстан

43,28

13

Aphidius colemani 24

«Биоби» (Израиль) АО Шетелиг Рус

под заказ

14

Phytoseiulus persimilis25

«Биоби» (Израиль) АО Шетелиг Рус

под заказ

16

Neoseiulus californicus26

«Биоби» (Израиль) АО Шетелиг Рус

под заказ

18

Amblyseius swirski27

«Биоби» (Израиль) АО Шетелиг Рус

под заказ

19

Diglyphus isaea 28

«Биоби» (Израиль) АО Шетелиг Рус

под заказ

20

Orius laevigatu29

ООО "Фортис" (Россия)/АО

Шетелиг Рус

под заказ

21

Macrolophus pygmaeus30

ООО "Фортис" (Россия)/АО

Шетелиг Рус

под заказ

22

Hypoaspis miles31

ООО "Фортис" (Россия)/АО

Шетелиг Рус

под заказ

23

Neoseiulus cucumeris 32

ООО "Фортис" (Россия)/АО

Шетелиг Рус

под заказ

24

Encarsia formosa 33

ООО "Фортис" (Россия)/АО

Шетелиг Рус

под заказ

 

23 Свободноживущее насекомое емейства сетчатокрылых.

24 Наездники.

25 Хищный клещ

26 Паразитиформный клещ.

27 Микроскопический хищный клещ.

28 Оса из семейства Eulophid.

29 Хищный клоп.

30 Растительный клоп семейства Miridae.

31 Почвенный клещ.

32 Хищный клещ семейства Phytoseiidae.

33 Хальцидоидная оса.

 

 

Добавить комментарий